Родительский университет
28 февраля в рамках проведения областной профилактической акции «Вместе против наркотиков» в гимназии-колледже проведено занятие «Родительского университета» для законных представителей обучающихся 1-3 курсов на тему «Деструктивные проявления в поведении подростков».
В качестве спикера была приглашена старший помощник прокурора Могилевской области – Шумейко Е.С., которая рассказала о проблеме роста подростковой преступности в сфере наркооборота. Для родителей был продемонстрирован видеофильм с последующим совместным обсуждением. Кураторы также проинформировали родителей о причинах деструктивного поведения, его видах, проявлениях и способах преодоления проблемы.
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
План работы Родительского университета учреждения образования
«Могилевская государственная гимназия-колледж искусств имени Евгения Глебова»
на 2022/2023 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета».
II. Информационно-просветительское:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, гимназии-колледжа;
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте гимназии-колледжа, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках, концертах и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п | Название раздела, | Сроки проведения |
1-й класс | ||
1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. | сентябрь |
2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. | ноябрь |
3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. | январь |
4 | Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника. | апрель |
2-й класс | ||
1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | сентябрь |
2 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. | ноябрь |
3 | Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. | январь |
4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. | апрель |
3-й класс | ||
1 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. | сентябрь |
2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. | ноябрь |
3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. | январь |
4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. | апрель |
4-й класс | ||
1 | Тема . 1Ребенок и компьютер. | сентябрь |
2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. | ноябрь |
3 | Тема 3.Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. | январь |
4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. | апрель |
для родителей учащихся V-IX классов
№ п/п | Название раздела, | Сроки проведения |
5-й класс | ||
1 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. | сентябрь |
2 | Тема 2. Ребенок среди сверстников | ноябрь |
3 | Тема 3. Ваш ребенок вырос. | январь |
4 | Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье. | апрель |
6-й класс | ||
1 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. | сентябрь |
2 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. | ноябрь |
3 | Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет. | январь |
4 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. | апрель |
7-й класс | ||
1 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. | сентябрь |
2 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. | ноябрь |
3 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста | январь |
4 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. | апрель |
8-й класс | ||
1 | Тема 1. Жизненные цели подростков. | сентябрь |
2 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. | ноябрь |
3 | Тема 3. Осторожно: суицид. | январь |
4 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. | апрель |
9-й класс | ||
1 | Тема 1.Портрет современного подростка. | сентябрь |
2 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. | ноябрь |
3 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. | январь |
4 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? | апрель |