Незадолго до окончания школы у ученика возникают закономерные вопросы: Куда пойти учиться? Какую выбрать профессию? Как ею овладеть? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии?
Итак, рассмотрим ответы на вопросы: Как подростку не ошибиться в выборе профессии? Какие факторы влияют на выбор профессии? Как и кто может помочь при выборе профессии?
В этот переходный, критический для детей момент лежит огромная ответственность за их будущее на педагогах, психологах, родителях и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях. Миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой профессиональный путь.
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, мечты, интересы, способности, темперамент, состояние здоровья и многое другое.
Выбор профессии — задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.
Сложность выбора обусловлена уже и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдателю.
Также подростку сложно учитывать потребности в профессии в регионе, в котором он живет.
Физическое состояние играет немаловажную роль в определенных профессиях.
Подростку хочется выбрать профессию «раз и навсегда». Как будто это неизменный факт.
Что же такое профессиональное самоопределение? Это избирательное отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.
Профессиональное самоопределение происходит в несколько этапов.
В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЦТ достаточно освещена, тогда как психологический компонент этой подготовки остаётся малоразработанным. Возможные трудности при сдаче ЦТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности можно преодолеть через: