Школа здоровья

Учитель и стресс

Печать PDF
 Наша работа характеризуется не только высокими нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног,  но и постоянные нервно–эмоциональные нагрузки, стрессы. Поэтому мы должны заботиться о своём физическом здоровье, а также психическом состоянии.

Один из главных  врагов учителя – стресс. Состояние стресса так же заразительно,  как и любые выраженные эмоции.  Учителя часто находятся в состоянии хронического  стресса, поэтому отличаются определёнными чертами характера. Чем больше выражены эти черты, тем больше риск возникновения сердечно – сосудистых заболеваний. Интересно узнать у себя выраженность этих черт личности, поэтому ответьте на некоторые вопросы. В них предусмотрено два варианта ответов: «да» или «нет».

1.Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?

2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела ещё завершены?

3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким либо ещё способом ускорить беседу?

4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей?

5. Решая какую–либо задачу, стремитесь ли вы закончить её как можно скорее, чтобы иметь  возможность перейти к следующей работе?

6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего–го не успеваете?

7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (то есть обладать чем- либо или испытывать себя)?

8. Торопливы ли вы в обычной жизни ( в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)?

9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?

10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?

11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса?

12. Трудно ли вам посмеяться над собой?

13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на собрании, совещании, не выступать на нём?

15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (например, учащихся) стремиться к достижению поставленных целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?

Подсчёт результатов прост. Если вы дали больше десяти положительных ответов, тем в большей степени у вас присутствуют черты стресс–коронарного типа.

Возможности преодоления стресса

В преодолении стресса, выходе из кризиса всего четыре пути: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели, кардинальное изменение образа жизни и привычек. Но на это надо решиться и найти в себе силы.

 Помогают пережить стресс:

- позитивная позиция – концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;

- оптимистическая установка – вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему;

- состояние собранности, решимости добиться намеченного результата;

- адекватная оценка ситуации и своего состояния.

Существуют различные возможности, используя которые можно помочь себе или другим людям в стрессовых ситуациях:

 - общение с людьми, с которыми вам комфортно. Надо специально обозначить круг людей, с которыми следует активно общаться;

 - уход за домашними животными – традиционно сильное средство психотерапии;

 - чаще погружаться в такую среду, которая способна нейтрализовать стрессовые переживания:  искусство, музыка, литература, природа и другое;

 - подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь. Особенно помогает фантастика,  детективы, любовные романы;

 - путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, или в одиночку, или с незнакомыми  ранее партнёрами;

 - смена места жительства и неизбежные перемены, связанные с этим;

 - смена работы: от кардинального изменения характера работы (переход на административную, хозяйственную должность) до перемены школы, класса, в котором работали ранее;

 - смена профессии;

 - овладение новой специальностью, обучение на многомесячных курсах, получение дополнительного образования;

 - погружение в любимое или новое увлекающее занятие (разведение комнатных растений);

 - активное занятие восстановлением и укреплением своего здоровья – овладение дыхательной гимнастикой, занятия плаваньем, волейболом и другими видами спорта;

 - приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: танцы, туристические походы, путешествия;

 - активное участие в общественной или благотворительной деятельности. Помощь людям - мощное средство психотерапии;

 - использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей жизни, счастливых событиях;

 - перестройка своего эмоционального отношения к людям и событиям, вызывающим негативные эмоции (злость, раздражение, зависть).

Эмоциональное выгорание

Печать PDF
Симптомы эмоционального выгорания:

1.стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);

2.постоянное  ожидание  не вознаграждения от  работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции;

3. снижение работоспособности, продуктивности, желания работать; обычная работа становится всё тяжелее, а возможности выполнять её – всё меньше;

4. тотальное посвящение себя работе, когда работа становится заменителем нормальной социальной жизни;

5. непреходящее чувство усталости;

6. частые головные боли, бессонница и нарушение сна, расстройства желудочно- кишечного тракта, изменение веса ( снижение или увеличение);

7. чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма;

8. возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов;

9. обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;

10. общая негативная установка на жизненные перспективы;

11. разнообразные поведенческие изменения, в частности, появление ригидности, что создаёт закрытость к изменениям, потому что они требуют   энергии и риска, являясь большой угрозой для истощённой личности.

Поставить себе диагноз выгорания можно и без помощи специалиста, выполнив простой тест. Надо ответить на восемь вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно ответить»)

         1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?

         2. Вы занимаете нынешнюю должность более двух лет, но не более пяти лет?

         3. Вы живёте одни?

         4. У вас нет никакого хобби?

         5. Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?

         6.  Вы никогда не думали о перемене специальности?

         7. Вы почти полностью удовлетворены своим уровнем доходов?

         8. В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?

        Оценить полученный результат можно следующим образом: начислите  себе по 2 балла за каждый    ответ «да»  и 1 балл за ответ  «трудно сказать».  Если  в  сумме   вы набрали более 10 баллов, у вас есть риск в ближайшие годы начать «выгорать».

Профилактика синдрома выгорания

- Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе. Если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры.  И не надо прятаться от реальности:  «Да ничего, это просто переутомление»

- Создать себе комфортные условия работы. Уходя с работы, оставлять рабочий стол в порядке, иначе на следующий день можно снова погрузиться в состояние дискомфорта.

- Регулярно давать себе возможность эмоционально раскрепоститься, делать то, что нравится.

- Разговаривать с людьми на отвлечённые темы – тоже лекарство от стресса.

- Использовать обеденный перерыв для обеда и отдыха, например прогулки, а не для подготовки к следующему уроку.

- Избавиться от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё рано не получится, а пробовать разные варианты необходимо. Задавайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, случится мировая катастрофа?

- Стать заменимыми. Надо избавиться от иллюзии, что без вас всё остановится. Сочетания ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.

Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься: на своём ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь?

 В школе большую часть педагогического коллектива составляют женщины, поэтому мы нуждаемся в особом внимании и заботе. Давайте стараться смотреть на вещи оптимистически, всегда быть в хорошем настроении,  находить  время побыть наедине с собой,  не позволять окружающим требовать от вас многого, реже говорить:  «Я этого не могу сделать». Не старайтесь делать вид, что вам всё нравится, используйте возможность выступить с речью, это даст возможность отойти от привычного стереотипа выступления перед школьниками.

Особенности детей с речевой патологией

Печать PDF

 Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

У детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Дети с речевой патологией в целом обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту. Но могут быть отставания в развитии словесно-логического мышления (без специального обучения испытывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением).

Двигательная сфера характеризуется недостаточной координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недостаточное развитие мелкой моторики.

При этом следует отметить, что у детей в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру.

Рекомендации:

- работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
-
во время уроков сводить до минимума отвлекающие факторы;
-
предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
- 
дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде по­следовательных частей и периодически контролировать ход работы;
- 
во время урока предусматривать возможность для двигательной «разрядки»;
- 
по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и по­ощрять его хорошее поведение.