К 500-летию белорусского книгопечатания

К 500-летию белорусского книгопечатания

Печать PDF
Ён сеяў мудрасці зярняты,

Каб свет пазналі землякі.

      Первая в мире печатная книга «Алмазная Сутра» была выпущенная в Китае 11 мая 868 г., то есть 1148 лет назад. Изготовил книгу мастер по имени Ван Чи. Надо отметить, что Ван Чи написал текст не сам, он подготовил книгу к печати и напечатал.
     Титул первого типографа Европы по праву принадлежит немцу Иоганну Гутенбергу. Практически Иоганн Гутенберг первый в мире создал законченный производственный цикл по изготовлению печатных книг. Первыми напечатанными текстами были латинская грамматика (несколько листов из нее до сих пор хранятся в Национальной библиотеке Парижа), папские индульгенции и, конечно, Библия.

     В 1452 году И. Гутенберг приступает к набору и печати своей первой книги «Библии». Вместе с помощниками печатник почти два года работает над созданием своего шедевра. Создаёт шрифты, рассчитывает расположение текста на листе, подбирает рисунки. Появление 23 февраля 1455 года одной из первых напечатанных книг, Библии Гутенберга, ознаменовало новую эпоху для всего мира.

     7 февраля 1483г. в Риме издана книга «Прогностическая оценка текущего 1483 года», которая является первой известной печатной книгой восточнославянского автора. Подписал эту работу Юрий Дрогобыч из Руси. В этой книге кроме ненаучных астрологических прогнозов были помещены сведения по географии, астрономии, метеорологии, а также предпринята попытка определить, в пределах каких географических долгот расположены города Вильнюс, Дрогобыч, Львов, Москва и др.

      Первые книги на церковнославянском языке выпустил немец Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная».

С 40-х гг. XV века по 31 декабря 1500 года в 246 городах Европы возникло 1099 типографий, выпустивших около 40 тысяч изданий.

     В 1505 году в Кракове открылось польское издательство.

     Белорусы (литвины) были вторыми среди славян, издавшими свою печатную Библию: первыми были чехи в 1488 г., вторыми белорусы – в 1517 году её издал в Праге Франциск Скорина из Полоцка.

Во многом Скорина в самом деле был первым: он был литвином из Полоцка, сам «по вере русин», а Фиоль — немец и католик. Скорина не просто выполнял чей-то заказ, но сам занимался переводами библейских текстов с церковно-славянского (болгарского) на русский (русинский).

     Первой напечатанной им книгой стала славянская «Псалтырь», в предисловии к которой сообщается: «Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком». В то время «русским языком» называли белорусский язык, в отличие от церковнославянского, называемого «словенским». Вышел «Псалтырь» 6 августа 1517 года. Затем почти каждый месяц издавались все новые и новые тома Библии: Книга Иова, Притчи Соломона, Экклезиаст… За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведенные им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включил в Библию почти полсотни иллюстраций.

Примерно в 1520 году или чуть позже первопечатник возвратился на родину и в Вильно основал первую восточнославянскую типографию. Здесь вышла «Малая подорожная книжица», которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях (точной даты выхода книги нет). Здесь же в 1525 году был напечатан «Апостол», который оказался последней книгой первопечатника — во время пожара в Вильне типография Франциска погибла. Именно с этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец, оба уроженца Беларуси.

     Ф. Скорина одним из первых вывел белорусский язык на уровень литературной нормы, горячо защищал родную культуру от чужеземных влияний: “Немногим учителям бывати, но более умети язык свой справовати”. Он учил помнить свой долг перед родиной, подчеркивая, что “обязанность человека трудится на благо родины, не жалеть всякого тружения и скарбов для… отчизны своея”.

     В 1523 г. белорусский поэт-гуманист Микола Гусовский (1470 — 1533) издал в Кракове глубоко патриотическую «Песню про зубра», произведение огромной художественной силы, истинный гимн белорусской земли.
Книгопечатание быстро распространялось. До 1500 года типографии появились примерно в 260 городах Центральной и Западной Европы. Здесь до начала XVI века было напечатано более 40 тыс. книг общим тиражом более 10 млн. экземпляров.
      Первой типографией на территории современной Беларуси была типография в Бресте, которую основал в 1553 г. известный ученый-гуманист, ученик Эразма Ротердамского Бернард Воевудка. Его дело продолжили С.Мурмелиус и Ц.Базилик. Инициатором создания брестской типографии был один из богатейших людей Европы, канцлер Великого княжества Литовского и брестский староста Николай Радзивилл Черный. Истинным шедевром восточнославянского искусства является «Брестская библия» 1558г.
      Доступность чтения принесла людям возможность искать информацию, которая была им нужна. Можно было самостоятельно анализировать ее, сортировать в нужном виде. Читатель напрямую соприкасался с изложением фактов, а не их трактовкой по слухам или изложением священнослужителя. Эпоха книгопечатания стала предвестником появления газет, радио и телевидения. Очень примечательным является тот факт, что в самом начале Интернет был задуман как средство доступа к библиотекам на расстоянии.

     В 1562 г. в Несвиже Симон Будный издал первую в Беларуси книгу на белорусском языке «Катехизис».
Важное место в истории книгопечатания и культурного развития Беларуси занимает деятельность типографии в Заблудове. Заблудовская типография была основана в конце 60-х гг. XYI в. на Гродненщине в имении белорусского магната Григория Хадкевича и на его средства. Активное участие в ее организации приняли Иван Федоров и Петр Мстиславец, уроженец белорусского города Мстислава. В типографии вышли две книги – «Евангелие учительное» и «Псалстырь».
      Православный литературный и издательский центр, основанный в Вильно братьями Мамоничами, оказал большое влияние на культурную жизнь Великого княжества Литовского и других стран. «Дом Мамоничей», который получил три королевских привилея, имел широкие связи общеевропейского масштаба. Белорусские печатные книги в конце XYI в. буквально наводнили Россию, для которой Мамоничи начали специально издавать литературу и даже имели в Москве свое представительство. Типография Мамоничей первая в белорусском книгопечатании начала выпускать кириллические книги правового характера. Первым официальным изданием стал «Трибунал» (1586). В 1588 г. Мамоничи напечатали важное издание – «Статут Великого княжества Литовского», который существовал уже давно, но в рукописных списках и был единственным собранием законов в Европе с времен Римского права до Наполеоновского кодекса.
      Первая печатная книга в Москве вышла только в 1573 году.

Шуміць Скарынаўскае свята,
Спявае ў сэрцах палачан,
I грае музыка заўзята,
I б’е вясёлкамі фантан.
Скарына! Кніг яго крылатых
Святло нам ззяе праз вякі.
Ён сеяў мудрасці зярняты,
Каб свет пазналі землякі.
Вучэння залажыў асновы,

Як трэба веды здабываць.
На беларускай роднай мове
Жадаў ён з намі размаўляць.
Вучыў: як птушкі ўсе адвеку
Да родных гнёздаў зноў ляцяць,
Так без Радзімы чалавеку
Няма ні шчасця, ні жыцця.
Табе мы рады пакланіцца,
Скарына, сэрцаў валадар,
За кніжак вечную крыніцу,
За гэты твой цудоўны дар.
Ты шлях праклаў нам да навукі,
Не пахіснуўся ў барацьбе…
Мы верым: прынясуць і ўнукі
Усе кветкі верасня табе.

Надзея Ярмак